Новосибирск: самое - самое и самое первое

У  Новосибирска (Новониколаевска) не очень длинная история, но в неё уместилось многое, чем можно по праву гордиться. 

Например, собор св. Александра Невского стал не только первым общественным заведением Новониколаевска – город построил храм, ставший крупнейшим на всем протяжении Транссибирской магистрали, от Урала до Дальнего Востока.

А в 1912 г. было введено всеобщее начальное образование – в первом из городов Российской империи. Ни столичный Санкт-Петербург, ни Москва этим похвастаться не могли. И опять-таки первым в стране город разработал и осуществил программу строительства начальных школ за счёт средств городского бюджета. Каменные здания 13 школ, построенные по проектам архитектора Андрея Крячкова, продолжают служить и сейчас. 



В 1907 г. «Новониколавеское мукомольное товарищество» получило на Брюсельской международной выставке (Бельгия) Большую Золотую медаль и Почетный крест за высокое качество муки. Так наш город первым из сибирских городов вышел со своей продукцией на международный уровень. Мукомольное дело составляло 70% всей промышленности Новониколаевска, производившей в 1913 году до 12 миллионов пудов муки в год (треть помола всей Западной Сибири). 

В Новониколаевске первым задумались об общесибирской кооперации и предприняли для этого конкретные шаги. В 1916г. в городе организовано Товарищество комиссии сибирских кооперативов по закупкам и сбыту. К  1917г. 5435 потребительских кооперативов Сибири охватили более половины её сельского населения. После Февральской революции в связи с переходом на устав Товарищество переименовано в Союз сибирских кооперативных союзов «Закупсбыт». «Столицей» «Закупсбыт», естественно, стал Новониколаевск. 

Новосибирский оперный театр давно стал неформальным символом города. Однако немногие помнят, что строили (и построили!) его как крупнейший в Союзе театр оперы и балета. Крупнейший не только в Сибири – вообще в СССР!



Кстати, наш Димитровский мост тоже уникален. Такие мосты уже имелись на тот момент в Москве и Киеве. Уникальность новосибирского была в сварке монтажных стыков в «северном» исполнении. Это первый в Сибири  мост с цельносварным металлическим пролетным строением, его элементы не имеют болтовых соединений, сама конструкция экономична и обеспечивает плавность движения транспорта. На стыках частей имеются деформационные швы, которые под влиянием температурных перепадов «гасят» перемещения моста более чем на 20 см. Автомобильное движение по мосту открылось 4 ноября 1978г.






И ещё один мост у нас оказался «новатором» - метромост через Обь. Русло реки было перекрыто впервые примененными в отечественном мостостроении стальными коробчатыми пролетными строениями (с ездой внутри коробок) нарезной балочной системы. Мост был сдан в эксплуатацию 7 января 1986г. с открытием движения поездов метро от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая».



Как строили и открывали новосибирское метро и при чём здесь                                                   шерстистый носорог                                                 
Как Богатков стал метростроевцем

Весь СССР помогал новосибирцам строить метро. Шефство над нами взял Харьковский метрополитен, Армения присылала электроаппаратуру, Грузия мрамор.
Оказывается,  наше метро строил даже поэт Борис Богатков, погибший на фронтах Великой Отечественной войны. Как так? Проходчик Александр Яблонский делится этой историей:
- Мы взяли членом нашей бригады Богаткова. Он как будто работал вместе с нами, был вписан в состав. А сам Богатков погиб во время войны на Гнездиловской высоте, которая на картах была обозначена отметкой 233,3 метра. Когда наш проходческий щит достиг этой отметки, мы остановили работу и почтили поэта минутой молчания.

Под землёй находили останки

Строители  находили под землёй множество интересных вещей.
-Мы обнаруживали стоянки древних людей, кости вымерших животных, - рассказывает Александр Яблонский. – Как – то раз я отнёс  найденные кости в музей, а это оказались останки шерстистого носорога. Надо признать у нас не было договора с археологами, потому что сроки были очень сжатыми, а их работа повлекла бы остановку проходки.
Сегодня достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» стояла большая крепость местного племени чатов. Её руины сохранялись до прихода метростроителей.



Стоит ли говорить, что метро у нас – первое в Сибири? У нас, впервые за Уралом был построен Академгородок, Новосибирский научный центр. Он тоже уникален. Впервые была осуществлена идея комплексного строительства – и научных институтов, и жилья для ученых. Первым трижды Героем Советского Союза стал новосибирец Александр Покрышкин. Наш зоопарк – первый зоологический парк в Сибири. И – Самый крупный. Именно новосибирские ученые разрабатывали «электронную начинку» зенитно-ракетного комплекса С-300. Во всем мире она заслуженно считается уникальным по своим характеристикам. Превзойти новосибирцев пока не удалось никому. Вот такой у нас город!

Что в труде, что в бою, что в спорте, что в торговле Новосибирск всегда стремился стать первым, самым-самым. И очень часто ему это удавалось!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив