Проект Театр книги «Русское слово: Классика»
Краткое
содержание проекта: Ни для кого не секрет, что в последнее время специалисты, работающие с детьми –
библиотекари и педагоги, с тревогой отмечают снижение интереса к чтению у
детей. На повышение читательской активности существенным образом способны
повлиять зрелищные, игровые формы работы библиотеки. В целях развития и поддержания стойкого
интереса к книге, развития потребности в чтении у детей дошкольного возраста и
был разработан проект «Театр книги «Русское слово: Классика». Проект предполагает
организацию и проведение цикла культурно-просветительских
театрализованных мероприятий. Актёрами в этом театре будут как специалисты
библиотеки, так и педагоги и воспитанники детского сада №164 «Золотой петушок»,
который является партнёром библиотеки в реализации этого проекта. Творческая работа с книгой будет
осуществляться через разные формы, такие как литературно-музыкальные
композиции, декламации, спектакли по произведениям русского народного
творчества и отечественных авторов, педагогический театр, детское
словотворчество и речетворчество и др. Театр станет активной пропагандой книги,
повысит престиж библиотеки, расширит читательскую аудиторию. Работа театра будет продолжаться и по
окончании финансирования, связанного с реализацией проекта. Актёры театра будут
выступать на праздничных мероприятиях в библиотеке, участвовать в районных и
городских конкурсах.
В
нашем обществе многие дети уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию
телевидения и информационных компьютерных технологий.
Это становится причиной падения интереса к книге и чтению. Один из способов популяризации
литературы – это театр, который может развить и
поддержать у детей стойкий интерес к чтению, превратить чтение в насущную
потребность. Элементы театрализации библиотечных
мероприятий надолго остаются в памяти читателей и способствуют активизации чтения художественной
литературы.
Исходя
из этого, библиотекой был разработан проект театра книги «Русское слово: Классика».
Цели проекта:
организация
культурно-просветительских театрализованных мероприятий, которые помогут развивать и поддерживать интерес
и любовь к книге у читателей дошкольного возраста, приобщать
их к литературному наследию лучших отечественных авторов. Активное участие самих детей в театрализованных
представлениях наравне со взрослыми даст им возможность
увидеть в книге не только источник информации, но и источник радости и
творчества.
Задачи проекта:
- создать максимально комфортные
условия для знакомства с книжной культурой, детской литературой, для развития словотворчества, речевого
творчества детей, владения речью как
средством общения и культуры;
- помочь возродить игровое художественное чтение для детей 5-ти –
7-ми лет и их
родителей как основы интеллектуального и нравственно - духовного
роста подрастающего поколения;
- с помощью театрализации научить детей глубже понимать литературное творчество;
- укрепить взаимодействие библиотеки и дошкольных учреждений в
процессе формирования основ базовой
культуры личности ребенка;
- дать специалистам библиотеки и ДОУ, воспитанникам детского сада
и их родителям возможность реализовать свой творческий потенциал.
Стратегия
достижения поставленных целей:
Проект «Театр
книги «Русское слово: Классика» выполняется сотрудниками филиала
«Библиотека им.В.Даля» с привлечением педагогов детского сада №
164 комбинированного вида «Золотой петушок», детей и родителей.
Проект «Театр книги «Русское слово: Классика» реализуется в 3 этапа с января по
декабрь 2015 года.
1 этап
Главной
задачей первого этапа является:
-
организационные встречи с партнёрами –
педколлективом д/с №164 «Золотой петушок» и родителями воспитанников;
-
подбор методических материалов, приобретение репертуарных сборников;
-
приобретение костюмов для театральных постановок, канцтоваров для оформления
спектаклей, ширм.
Реализация 1 этапа проходит с января по февраль 2015 года.
2 этап
В
ходе реализации 2 этапа будет составлен план занятий с детьми, приобретена техника для сбора фото и видео
архива, для музыкального сопровождения постановок, подбор и запись музыки. Начнётся
творческая деятельность
по подготовке инсценировок, мини – спектаклей, проведение
театрализованных игр, представлений.
Основные
формы творческой работы:
- · Литературно-музыкальные композиции по произведениям поэтов и писателей России;
- · Педагогический театр – чтение в лицах (с музыкальным сопровождением);
- · Мини – спектакли с использованием перчаточных кукол;
- · Детское художественное словотворчество и речетворчество на основе русского фольклора;
- · Мело видео декламации;
- · Театрализованные представления и игры (разыгрывание в лицах литературных произведений).
Реализация
2 этапа проекта
проходит в период с марта по ноябрь 2015
года.
3 этап
На 3 этапе проводится презентация Театра книги «Русское
слово: Классика». В презентации примут участие создатели проекта, педагоги детского
сада № 164 комбинированного вида «Золотой петушок», дети и родители. Период реализации 3 этапа – декабрь 2015 года.
·
Библиотечный проект
Семейный
клуб «Прикоснись ко мне добротой»
Постановка
проблемы:
Несмотря
на кризисные процессы, происходящие в области семейных отношений, семья
по-прежнему остаётся главной средой формирования внутреннего мира и
индивидуальных качеств человека. Проблемой сегодняшнего дня является кризис
семейного чтения. Приобщение детей и родителей к книге, к печатному слову
объявлено задачей государственной важности. В обществе остро стоит задача
возрождения лучших традиций семейного чтения, семейного досуга. Исходя из
этого, библиотекой был разработан проект Семейного клуба «Прикоснись ко мне добротой».
Цель:
·
Духовно-нравственное развитие детей и их родителей.
·
Развитие способности детей и родителей к диалогу («доминанте на
другом»).
·
Формирование познавательной
мотивации через работу с книгой и библиотекой.
·
Приобщение к книге и чтению, как средству сплочения семьи.
·
Объединение усилий библиотеки, школы, семьи и психологической
службы в вопросах воспитания и развития ребёнка.
Задачи:
·
Помочь детям и родителям возродить традиции семейного чтения.
·
Создать условия для конструктивного общения членов семьи в стенах
библиотеки и за её пределами.
·
Дать детям и родителям почувствовать радость совместного творчества;
ощутить себя единым целым.
·
Достичь взаимопонимания и сплочённости в детско-родительской
группе.
·
Предоставить членам семьи материал для рефлексии и возможность
увидеть свои взаимоотношения с ребёнком со стороны.
·
Повысить уровень духовно-нравственных ценностей детей и родителей
через работу с книгой.
Новизна:
Впервые
в работе детских библиотек города была использована методика ценностных
ориентаций проф. НГПУ Большуновой Н.Я. «Четыре вопроса», которая позволяет
отследить развитие морально-нравственных качеств учащихся и их родителей через
работу с книгой и библиотекой.
В
результате проделанной работы произошла положительная динамика в позиции
родителей и учащихся, как в отношении потребности в чтении, так и в системе
нравственных ценностей (см. Приложение №4).
Уникальность:
Это уникальный, «работающий» опыт
сотрудничества: библиотекарь - учитель-психолог-семья.
Социальная значимость:
Сегодня
новые технологии всё активнее вторгаются во все сферы жизни человека, влияя
также и на формы общения детей и родителей, библиотеки и читателя. Родители,
педагоги, психологи с тревогой отмечают, что многие современные дети утрачивают
и интерес и навыки чтения, что связано с низким уровнем концентрации внимания,
недостаточным развитием воображения, саморегуляции, «клиповым» характером
мышления и пр. Исследователи отмечают также негативные изменения в нравственной
сфере детей и подростков, что проявляется в аномии, девиациях, утрате
ценностных ориентиров.
В качестве
причин как негативных личностных изменений, так и отсутствия интереса к чтению
указывается чрезмерное увлечение Интернетом,
телевидением, мобильными терминалами, которые и формируют неспособность
работать с текстом, низкий уровень развития устной и письменной речи,
нерефлексивность, неумение понимать и чувствовать себя и других людей. В этих
условиях значительную помощь детям в развитии интереса и навыков чтения могут
оказать родители. Однако многие
современные родители перестают читать с детьми, как только они начинают учиться
в школе. Поскольку семейное чтение основано на лучших произведениях русской и
мировой классики, содержащих глубокую нравственную идею, задача библиотекаря -
приобщить родителей к чтениям в семье, чтобы они, используя книгу, занимались
духовным развитием своего ребёнка, формировали его нравственность; сделать
чтение для детей и родителей ежедневной радостью и потребностью. Ожидаемые результаты:
·
Повышение ценностного уровня нравственных критериев у
учащихся с 6 по 11 класс.
·
Формирование познавательной
мотивации у школьников.
·
Активизация способности
детей и родителей к диалогу (слушать и слышать друг друга).
·
Повышение уровня посещаемости библиотеки учащимися
экспериментального класса.
·
Увеличение количества родителей – пользователей библиотеки.
·
Объединение родителей и детей в совместной деятельности.
Эффективность:
·
Повысили ценностный уровень нравственных категорий участников
проекта (см.таблицы в статье «Из опыта работы Семейного клуба»).
·
98% результаты класса по ЕГЭ (русский, литература), в 2013 году 17
учащихся из 29 человек в классе поступили в высшие учебные заведения на
бюджетное обучение.
·
Улучшили способности детей и родителей к диалогу (слушать и
слышать друг друга).
·
Повысили посещаемость библиотеки
учащимися экспериментального класса (данные 2008 -2013 годов).
·
Увеличили количество родителей - пользователей библиотеки.
·
Привлекли родителей к совместной деятельности с детьми – родители
стали активными помощниками библиотеки (данные 2008-2013 года).
Календарный план
мероприятий проекта:
Заседания клуба начались в ноябре 2007 года в детской библиотеке им.
В.Даля и продолжались до марта 2013 года. Встречи проходили по субботам, один
раз в 1,5 месяца.
Состав основных
участников, партнёров:
·
Детско-родительский коллектив
(изначально шестого) класса «Б», 168
школы г.Новосибирска.
·
Классный руководитель Кислова
А.М.(преподаватель русского языка и литературы).
·
Библиотека им.В.И.Даля.
·
Психологическая служба библиотеки им.В.И.Даля, Прогимназии №2, МКДОУ№ 362.
·
Магистратура
Кафедры НГПУ «Психология развития».
Виды и формы
деятельности, используемые специалистами в работе с семьёй:
Библиотека:
· Обзорные
выставки книг для всех категорий участников. Например: «Родительский SOS» и
т.д.
· Круглые
столы (дети-родители) с обсуждением прочитанного.
· Круглые
столы с обсуждением семейных реликвий, традиций и т.д.
· Обзорные
лекции для всех категорий участников о новинках современной литературы.
· Лекции
библиотеки «Как подружить ребёнка с книгой».
· Тренинг
«Что и как читают наши дети».
· Анализ
читательских формуляров, детских и родительских сочинений, видеоматериалов.
· Совместные
чаепития
Психолог:
· «Жилетка
психолога» в библиотеке, где родители оставляют свои вопросы или определяют
темы лекций.
· Памятки
родителям, например «О влиянии компьютера на детей» и т.д.
· Лекции
для родителей, касающиеся духовно-нравственного воспитания их детей.
· Лекции
для родителей на заданные темы.
· Индивидуальное
и семейное консультирование детей и родителей (темы консультирования: от фобии
пауков до поисков смысла жизни и самоопределения).
· Диагностика
«4вопроса» Н.Я. Большуновой, наблюдение, анкетирование, опрос детей, родителей,
педагогов, анализ сочинений, рисунков, видеоматериалов.
· Участие
в круглых столах и обсуждение литературы.
· «Домашние
задания» семьям. Например: «Поменяться местами с подростком в выходной день».
· Участие
в обсуждениях домашних заданий: «Что получилось, а что нет».
· Совместные
чаепития.
Диалоговые формы работы клуба:
Дети:
· Видео-письмо
«За что я люблю своих родителей».
· Письмо-сочинение
«Почему я люблю маму».
· Сочинение-исповедь:
«Письмо другу или извинение тому, кого я обидел…»
· Видео-письмо
«Каким я вижу себя через 10 лет».
· Рисуем
портрет мамы.
Родители:
· Круглый
стол. Карточки с педагогическими ситуациями. Обсуждение.
· Обсуждение
прочитанного дома и в библиотеке (небольших повестей и рассказов).
· Сочинение
«Моя любимая книга».
· Письмо-исповедь
«…ребёнку…я люблю…я вспоминаю…мне нравился …я мечтала…и т.д.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий