Наше творчество

Проект Театр книги «Русское слово: Классика» 

Краткое содержание проекта: Ни для кого не секрет, что в последнее время специалисты, работающие с детьми – библиотекари и педагоги, с тревогой отмечают снижение интереса к чтению у детей. На повышение читательской активности существенным образом способны повлиять зрелищные, игровые формы работы библиотеки.  В целях развития и поддержания стойкого интереса к книге, развития потребности в чтении у детей дошкольного возраста и был разработан проект «Театр книги «Русское слово: Классика». Проект предполагает организацию и проведение цикла культурно-просветительских театрализованных мероприятий. Актёрами в этом театре будут как специалисты библиотеки, так и педагоги и воспитанники детского сада №164 «Золотой петушок», который является партнёром библиотеки в реализации  этого проекта. Творческая работа с книгой будет осуществляться через разные формы, такие как литературно-музыкальные композиции, декламации, спектакли по произведениям русского народного творчества и отечественных авторов, педагогический театр, детское словотворчество и речетворчество и др. Театр станет активной пропагандой книги, повысит престиж библиотеки, расширит читательскую аудиторию.  Работа театра будет продолжаться и по окончании финансирования, связанного с реализацией проекта. Актёры театра будут выступать на праздничных мероприятиях в библиотеке, участвовать в районных и городских конкурсах.    

В нашем обществе многие дети уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и информационных компьютерных технологий. Это становится причиной падения интереса к книге и чтению. Один из способов  популяризации литературы – это театр, который может развить и поддержать у детей стойкий интерес к чтению, превратить чтение в насущную потребность.  Элементы театрализации библиотечных мероприятий надолго остаются в памяти читателей и способствуют активизации чтения художественной литературы.
Исходя из этого, библиотекой был разработан проект театра книги «Русское слово: Классика».
Цели проекта:
организация культурно-просветительских театрализованных мероприятий, которые помогут развивать и поддерживать интерес и любовь к книге у читателей дошкольного возраста, приобщать их к литературному наследию лучших отечественных авторов. Активное участие самих детей в театрализованных представлениях наравне со взрослыми даст им возможность увидеть в книге не только источник информации, но и источник радости и творчества.
Задачи проекта:
- создать максимально комфортные условия для знакомства с книжной культурой, детской литературой, для  развития словотворчества, речевого творчества  детей, владения речью как средством общения и культуры;
- помочь возродить игровое  художественное чтение для детей  5-ти –   7-ми лет и их родителей как основы интеллектуального и нравственно - духовного роста подрастающего поколения;
- с помощью театрализации научить детей  глубже понимать литературное творчество;                                                                                                                                                                                        
- укрепить взаимодействие библиотеки и дошкольных учреждений в процессе  формирования основ базовой культуры личности ребенка;
- дать специалистам библиотеки и ДОУ, воспитанникам детского сада и их родителям возможность реализовать свой творческий потенциал.

Стратегия достижения поставленных целей:

Проект «Театр книги «Русское слово: Классика» выполняется сотрудниками филиала «Библиотека им.В.Даля» с привлечением педагогов детского сада № 164 комбинированного вида «Золотой петушок», детей и родителей.

Проект «Театр книги «Русское слово: Классика» реализуется в 3 этапа с января по декабрь 2015 года.
1 этап
      Главной задачей первого этапа является:
- организационные  встречи с партнёрами – педколлективом д/с №164 «Золотой петушок» и родителями воспитанников;
- подбор методических материалов, приобретение репертуарных сборников;
- приобретение костюмов для театральных постановок, канцтоваров для оформления спектаклей, ширм.
 Реализация 1 этапа проходит с января по февраль 2015 года.

2 этап
В ходе реализации 2 этапа будет составлен план занятий с детьми,  приобретена техника для сбора фото и видео архива, для музыкального сопровождения постановок, подбор и запись музыки. Начнётся творческая деятельность по подготовке инсценировок, мини – спектаклей, проведение театрализованных игр, представлений.
Основные формы творческой работы:
  • ·         Литературно-музыкальные композиции по произведениям поэтов и писателей России;
  • ·         Педагогический театр – чтение в лицах (с музыкальным сопровождением);
  • ·         Мини – спектакли с использованием перчаточных кукол;
  • ·         Детское художественное словотворчество и речетворчество на основе русского фольклора;
  • ·         Мело видео декламации;
  • ·         Театрализованные представления и игры (разыгрывание в лицах литературных произведений).

Реализация 2 этапа проекта проходит в период с марта по ноябрь  2015 года.

3 этап
На 3 этапе проводится презентация Театра книги «Русское слово: Классика».                         В презентации примут участие создатели проекта, педагоги детского сада № 164 комбинированного вида «Золотой петушок», дети и родители.                                      Период реализации 3 этапа – декабрь 2015 года.

·              


                                        Библиотечный проект                                                            
Семейный клуб «Прикоснись ко мне добротой»
Постановка проблемы:
Несмотря на кризисные процессы, происходящие в области семейных отношений, семья по-прежнему остаётся главной средой формирования внутреннего мира и индивидуальных качеств человека. Проблемой сегодняшнего дня является кризис семейного чтения. Приобщение детей и родителей к книге, к печатному слову объявлено задачей государственной важности. В обществе остро стоит задача возрождения лучших традиций семейного чтения, семейного досуга. Исходя из этого, библиотекой был разработан проект Семейного клуба «Прикоснись ко мне добротой».
Цель:
·         Духовно-нравственное развитие детей и их родителей.
·         Развитие способности детей и родителей к диалогу («доминанте на другом»).
·         Формирование познавательной  мотивации через работу с книгой и библиотекой.
·         Приобщение к книге и чтению, как средству сплочения семьи.
·         Объединение усилий библиотеки, школы, семьи и психологической службы в вопросах воспитания и развития ребёнка.
 Задачи:
·         Помочь детям и родителям возродить традиции семейного чтения.
·         Создать условия для конструктивного общения членов семьи в стенах библиотеки и за её пределами.
·         Дать детям и родителям почувствовать радость совместного творчества; ощутить себя единым целым.
·         Достичь взаимопонимания и сплочённости в детско-родительской группе.
·         Предоставить членам семьи материал для рефлексии и возможность увидеть свои взаимоотношения с ребёнком со стороны.
·         Повысить уровень духовно-нравственных ценностей детей и родителей через работу с книгой.
Новизна:
Впервые в работе детских библиотек города была использована методика ценностных ориентаций проф. НГПУ Большуновой Н.Я. «Четыре вопроса», которая позволяет отследить развитие морально-нравственных качеств учащихся и их родителей через работу с книгой и библиотекой.
В результате проделанной работы произошла положительная динамика в позиции родителей и учащихся, как в отношении потребности в чтении, так и в системе нравственных ценностей (см. Приложение №4).

 Уникальность:
 Это уникальный,  «работающий» опыт сотрудничества: библиотекарь - учитель-психолог-семья.
Социальная значимость:
Сегодня новые технологии всё активнее вторгаются во все сферы жизни человека, влияя также и на формы общения детей и родителей, библиотеки и читателя. Родители, педагоги, психологи с тревогой отмечают, что многие современные дети утрачивают и интерес и навыки чтения, что связано с низким уровнем концентрации внимания, недостаточным развитием воображения, саморегуляции, «клиповым» характером мышления и пр. Исследователи отмечают также негативные изменения в нравственной сфере детей и подростков, что проявляется в аномии, девиациях, утрате ценностных ориентиров.
В качестве причин как негативных личностных изменений, так и отсутствия интереса к чтению указывается чрезмерное увлечение Интернетом, телевидением, мобильными терминалами, которые и формируют неспособность работать с текстом, низкий уровень развития устной и письменной речи, нерефлексивность, неумение понимать и чувствовать себя и других людей. В этих условиях значительную помощь детям в развитии интереса и навыков чтения могут оказать родители. Однако многие современные родители перестают читать с детьми, как только они начинают учиться в школе. Поскольку семейное чтение основано на лучших произведениях русской и мировой классики, содержащих глубокую нравственную идею, задача библиотекаря - приобщить родителей к чтениям в семье, чтобы они, используя книгу, занимались духовным развитием своего ребёнка, формировали его нравственность; сделать чтение для детей и родителей ежедневной радостью и потребностью.                              Ожидаемые результаты:
·        Повышение ценностного уровня нравственных критериев у учащихся    с 6 по 11 класс.
·        Формирование  познавательной мотивации у школьников.
·         Активизация способности детей и родителей к диалогу (слушать и слышать друг друга).
·        Повышение уровня посещаемости библиотеки учащимися экспериментального класса.
·        Увеличение количества родителей – пользователей библиотеки.
·        Объединение родителей и детей в совместной деятельности.
Эффективность:
·         Повысили ценностный уровень нравственных категорий участников проекта (см.таблицы в статье «Из опыта работы Семейного клуба»).
·         98% результаты класса по ЕГЭ (русский, литература), в 2013 году 17 учащихся из 29 человек в классе поступили в высшие учебные заведения на бюджетное обучение.
·         Улучшили способности детей и родителей к диалогу (слушать и слышать друг друга).
·         Повысили  посещаемость библиотеки учащимися экспериментального класса (данные 2008 -2013 годов).
·         Увеличили количество родителей - пользователей библиотеки.
·         Привлекли родителей к совместной деятельности с детьми – родители стали активными помощниками библиотеки (данные 2008-2013 года).
Календарный план мероприятий проекта:
Заседания клуба начались в ноябре 2007 года в детской библиотеке им. В.Даля и продолжались до марта 2013 года. Встречи проходили по субботам, один раз в 1,5 месяца.
Состав основных участников, партнёров:
·        Детско-родительский коллектив (изначально шестого)  класса «Б», 168 школы г.Новосибирска.
·        Классный руководитель Кислова А.М.(преподаватель русского языка и литературы).
·        Библиотека им.В.И.Даля.
·        Психологическая служба библиотеки  им.В.И.Даля, Прогимназии №2,  МКДОУ№ 362.
·        Магистратура Кафедры НГПУ «Психология развития».
Виды и формы деятельности, используемые специалистами в работе с семьёй:
Библиотека:
·     Обзорные выставки книг для всех категорий участников. Например: «Родительский SOS» и т.д.
·     Круглые столы (дети-родители) с обсуждением прочитанного.
·     Круглые столы с обсуждением семейных реликвий, традиций и т.д.
·     Обзорные лекции для всех категорий участников о новинках современной литературы.
·     Лекции библиотеки «Как подружить ребёнка с книгой».
·     Тренинг «Что и как читают наши дети».
·     Анализ читательских формуляров, детских и родительских сочинений, видеоматериалов.
·     Совместные чаепития
Психолог:
·     «Жилетка психолога» в библиотеке, где родители оставляют свои вопросы или определяют темы лекций.
·     Памятки родителям, например «О влиянии компьютера на детей» и т.д.
·     Лекции для родителей, касающиеся духовно-нравственного воспитания их детей.
·     Лекции для родителей на заданные темы.
·     Индивидуальное и семейное консультирование детей и родителей (темы консультирования: от фобии пауков до поисков смысла жизни и самоопределения).
·     Диагностика «4вопроса» Н.Я. Большуновой, наблюдение, анкетирование, опрос детей, родителей, педагогов, анализ сочинений, рисунков, видеоматериалов.
·     Участие в круглых столах и обсуждение литературы.
·     «Домашние задания» семьям. Например: «Поменяться местами с подростком в выходной день».
·     Участие в обсуждениях домашних заданий: «Что получилось, а что нет».
·     Совместные чаепития.
Диалоговые формы работы клуба:
Дети:
·     Видео-письмо «За что  я люблю своих родителей».
·     Письмо-сочинение «Почему я люблю маму».
·     Сочинение-исповедь: «Письмо другу или извинение тому, кого я обидел…»
·     Видео-письмо «Каким я вижу себя через 10 лет».
·     Рисуем портрет мамы.
Родители:
·     Круглый стол. Карточки с педагогическими ситуациями. Обсуждение.
·     Обсуждение прочитанного дома и в библиотеке (небольших повестей и рассказов).
·     Сочинение «Моя любимая книга».
·     Письмо-исповедь «…ребёнку…я люблю…я вспоминаю…мне нравился …я мечтала…и т.д.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив