четверг, 15 января 2015 г.

 220 лет со дня рождения А.С.Грибоедова.

Александр Сергеевич  Грибоедов  - великий русский писатель, драматург, поэт, пианист и композитор, дипломат, автор бессмертной комедии «Горе от ума».
 Александр Грибоедов родился в Москве 15 января (по старому стилю - 4 января) 1795 года (некоторые источники указывают 1790 г.), в старинной дворянской семье офицера русской гвардии. В раннем детстве получил хорошее домашнее образование, с 1806 по 1812 год Грибоедов - студент Московского университета. Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, он заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Грибоедов был одним из самых образованных людей своего времени: владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. 
 В Москве А. С. Грибоедов застаёт начало Отечественной войны и поступает на военную службу в Московский гусарский полк, в боевых действиях поучаствовать не успел, но в звании корнета служил до 1815 г. Затем А.Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он осваивает писательское поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А.С.Пушкиным.

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. В 1820 году в Тавризе Грибоедов пишет комедию «Горе от ума», там были вчерне окончены первые два акта. В феврале 1822 г. Грибоедов перевёлся к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову в Тифлис, где и были закончены и набело переписаны оба начальных акта. Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск на Родину,  к осени 1824 г. комедия завершена.

  Грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени.
 Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней остро злободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества той поры угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др.
Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками - «Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив